проект "тропой аборигенов"
«Изготовление и установка туристических марок»
Методическая рекомендация
Введение

1
Туристская маркировка - это система специальных условных обозначений, которые наносятся на различные предметы или устанавливаются на местности для разметки рекомендуемых маршрутов туристских путешествий, походов и прогулок.

Она включает различные виды марок, направляющих стрелок, указателей маршрутов и иных знаков, которые в своих символах, форме, цвете и буквенно-цифровом коде несут необходимую для туриста путевую информацию.

Первичным элементом системы путевых условных знаков является маршрутная марка - знак, символизирующий принадлежность конкретной точки местности к определенному туристскому маршруту. Цель марки - поддерживать у туриста уверенность в правильном движении по маршруту, который подсказывается обычно направлением дороги, тропы, лыжни, водного потока.

Часто встречающийся (средний) размер туристической марки - 180Х240 мм. Ширина цветной горизонтальной полосы - 60 мм. Ширина стороны поставленного на угол цветного квадрата - 125 мм.

Цвет горизонтальной полосы или центрального квадрата маршрутной марки выбирается для каждого маршрута в зависимости от его значения и протяженности и сохраняется за данным маршрутом на всем его протяжении.
Красная полоса - многодневный категорийный маршрут. На маршруте могут быть естественные препятствия, значительные перепады высот, участки, преодоление которых требует от туристов определенной подготовки и походных навыков. В горных районах - маршрут, проходящий через перевалы или по гребневым линиям.

Синяя полоса - многодневный маршрут на значок "Турист СССР". Маршрут во многом аналогичен предыдущему, но более легкий по характеру естественных препятствий. В горных районах - маршрут, проходящий преимущественно по долинам или через неклассифицированные перевалы.

Зеленая полоса - несложный, доступный для людей без особой подготовки и специального снаряжения маршрут, обычно с двумя-тремя ночлегами, со значительным экскурсионным содержанием.

Желтая полоса - простой маршрут с одним-двумя ночлегами.

Красный квадрат - однодневный маршрут, на котором могут встречаться отдельные естественные препятствия. Протяженность маршрута - более 15 км.

Синий квадрат - общедоступный однодневный маршрут, протяженностью, как правило, более 10 км.

Зеленый квадрат - общедоступный маршрут протяженностью обычно менее 10 км или маршрут экскурсионного характера.

Желтый квадрат - то же, что и предыдущий, а также маркировка трасс туристского норматива комплекса ГТО.
Изготовление

2
Для изготовления одной туристической марки необходимо:
В качестве надёжной подложки для туристической марки лучше всего использовать белый листовой алюкобонд. Размер каждой таблички 240х180х4 мм (ДхШхТ) с обрезными уголками.
Основа (подложка) крепится на деревянный брусок посредством двух шурупов. Шурупы притапливаются заподлицо с подложкой. Брусок, выпирающий из-под основы сверху и снизу по 30 мм - служит для удобного крепления марки с различными поверхностями. Поверх шурупов наклеен ромб соответствующего цвета изготовленный из светоотражающего оракала (длина каждой из сторон 125 мм.)
Установка

3
При транспортировке туристические марки рекомендуется уложить по 10-15 шт. оборотной частью друг к другу, чтобы при транспортировке и трении не повредить лицевую часть марки. Уложенные блоки завернуть в стрейч плёнку и распределить по рюкзакам.
Крепить табличку можно изолированным проводом, хомутами или антикоррозийными шурупами. Выбор крепления зависит от условий местности. При установке туристической марки очень важно не повредить деревья или кустарники за счёт крепкого стягивания стволов и врезания шурупов в стволы деревьев. Дополнительно, в нижнем левом углу марки нанесена наклейка c qr-кодом (45х40 мм).
На пешеходных маршрутах в малолесных районах, в районах со скальным рельефом или большим количеством валунов знаки маркировки могут наноситься на скалы, крупные камни, отдельно стоящие деревья, межевые и иные столбы. При отсутствии таких опор маркировка наносится на камни туров - искусственных каменных пирамид высотой 50-100 см. Если необходимого материала для сооружения туров нет в безлесной местности вдоль маршрута приходится устанавливать маркировочные столбы. Рекомендуемая высота столбов (над уровнем земли) - 180 см, диаметр - не менее 70 мм

Для нанесения знака рекомендуется выбирать наиболее заметные, выделяющиеся среди других деревья, желательно с гладкой корой и толщиной ствола на уровне глаз человека 150-250 мм. Для нанесения знака рекомендуется выбирать наиболее заметные, выделяющиеся среди других деревья, желательно с гладкой корой и толщиной ствола на уровне глаз человека 150-250 мм.

Обязательна установка марки (причем на заметном и видном месте с обоих направлений маршрута) на всех поворотах маршрута.

Рекомендуемая высота размещения маршрутных марок над землей - на уровне глаз человека (на пеших маршрутах около 160 см). Если высота опор не позволяет этого и марки помещаются ниже, например, наносятся на камни, интервалы между знаками следует сокращать.

Направляющая стрелка - вспомогательный знак. Он сопутствует маршрутным маркам, когда объем информации, сообщаемой марками, недостаточен для уверенного движения туристов.

Направляющая стрелка - вспомогательный знак. Он сопутствует маршрутным маркам, когда объем информации, сообщаемой марками, недостаточен для уверенного движения туристов.
Эстетика

4
Эстетичность внешнего вида путевых знаков - весьма важное качество туристской маркировки. Для путешественника не безразлично, черпает ли он полезную информацию из безвкусных, грубо или небрежно сделанных указателей или получает ее в сочетании с положительными эмоциями от красивых и аккуратно выполненных маркировочных знаков. Во втором случае сила воздействия этих знаков на человека гораздо глубже.

Повышение эстетической роли маркировки может достигаться использованием многокрасочных знаков, художественно выполненных схем, оригинальных указателей из местных материалов. Подобное оформление маркировки, как правило, не портит естественного ландшафта и вместе с тем своеобразно оживляет его, снимая психологическую напряженность, которую испытывают некоторые люди, попадая в новую для них обстановку, особенно если она характеризуется величием природных форм, суровостью климата, резкой контрастностью ландшафта.
Примеры небрежно выполненной маркировки из низкокачественных материалов.
Контакты
1
Рекламная мастерская «Афина». Ул. Транспортная 19. Тел. 8-413-262-95-31
2
Оракал. Книжный магазин «Оракал» (дом Быта «Заря»). Ул. Карла-Маркса 26
3
Деревяный брус. Строительный магазин «от и до». Ул. Пролетарская 96. Тел. 8-413-269-99-96
4
Алюкобонд. Строительный магазин «Стройдом». Ул. Кольцевая 15, корпус 1. Тел. 8-413-220-04-04
Комментарии
Если у вас есть вопросы, замечания или предложения - напишите нам.